16 Февраля 2025

Когда дети вырастают...

Мы настолько привыкаем к своим детям, что обычно не обращаем внимание на то, как они изменились за последние несколько лет. Это осознание приходит внезапно, то очередной класс закончен (слава богу, успешно), то кроссовки приходится покупать неожиданно 42, 43 размера, то "с друзьями" становится интереснее, чем "с родителями" - тогда-то и понимаешь, что твой ребёнок стремительно выходит из детства, и не за горами те времена, когда он официально станет взрослым. 

Именно в такие минуты я испытываю острое и сладкое чувство тоски по тем временам, когда они были совсем крохотными, А если говорить конкретнее, то... 

... очень хочется снова стать тем человеком, который может вернуть равновесие в хрупком детском мире. Сломавшаяся игрушка, неудача в игре, ссора в детском саду - и на тебя смотрят с надеждой эти заплаканные глаза. Они ждут только от тебя пары слов утешения, поцелуев, крепких объятий, и в конечном итоге - возврата радости и покоя, восстановления справедливости.  Не то что бы подросшие дети за этим не приходят. Но им нужны уже не просто слова и объятия. Им нужны конкретные инструкции по наведению порядка. 

... очень хочется снова стать тем человеком, который вечером обнаруживает две дрыхнущие тушки на диване, или на полу, или на заднем сиденье автомобиля (на самом деле - в любом месте). Поднимаешь на руки эту сладкую, сонную тяжесть, пахнущую молоком, вишнёвым соком и немного пылью, и осторожно несёшь в кровать, укладываешь, укрываешь, а она сопит, ворочается, пытается побыстрее нырнуть обратно в тяжёлую дрёму, иногда даже протестует - оставь, оставь там, где меня украл Морфей, я могу спать где угодно, укрой меня там, где сморило. 

... очень хочется услышать снова это мелодичное мурлыканье из детской, когда длинный день подошёл к концу, принята вечерняя ванна, выслушаны две-три любимые сказки, и за три последние минуты перед сном дети поют колыбельную своей любимой игрушке, забывая и путая слова. Пока песенка не обрывается на полуслове - всё, до утра  только тишина и тихое сопенье. 

... очень хочется снова вместе с ними пережить все маленькие и большие открытия этого мира. Первый раз перед морским прибоем, например (дочь вскарабкалась тогда на самую мою макушку, и долго боялась слезть пониже и прикоснуться к громадному, рычащему, подползающему и укатывающемуся синему одеялу у ног). Вернуться в те несколько секунд, когда сын впервые увидел лошадь, и долго гадал - тобатька? козатька? каовка?, а потом мы не могли его от этой лошади отвести подальше, и вечером он мне рассказывал, какие длинные ресницы были у "той самой большой тобатьки, которая лосатка". 

... очень хочется снова увидеть в доме маленьких колобков, носящихся по комнатам с криками, с удовольствием скинувших всю одежду и сверкающих голыми попами на поворотах. Боже, какие они были смешные, большеголовые, ушастенькие, со складочками на руках и на ножках, как шлёпали крохотными пухлыми ступнями по плитке и с визгом от меня отмахивались, бросив за спину банное полотенце, как каракатица чернильное облако. 

... очень хочется снова почувствовать на шее плотное кольцо из двух маленьких ручек, и стать защитником от всего страшного и неизведанного, даже если ужасное и неизведанное - это всего лишь пробка от шампанского, которое открыли на Новый год. 

Конечно, я радуюсь, что дети выросли, и у них своя, богатая на приключения жизнь. Радуюсь каждой новой победе, радуюсь тому, что они независимы и способны позаботиться о себе сами. О прошлом я вспоминаю редко. Но достаточны всего несколько старых фотографий, чужой маленький ребёнок, доверчиво пришедший поиграться в ресторане, или неожиданно найденная вещь с незабываемым детским запахом, чтобы внутри меня всколыхнулась прозрачная волна ностальгии по тем временам, когда мои собственные щенятки были маленькими и я была маленькой вместе с ними... 

комментарии:


  • Автор: Шаци      28.06.15 23:34

    так и есть! спасибо, Деспина, за написанное.

    Ответить

  • Автор: kisunia      29.06.15 00:53

    Читаю и радуюсь моей 9месячной крохе))) Как здорово быть мамой! И от меня спасибо, Деспина

    Ответить

  • Автор: Despina      29.06.15 01:30 Ответ для Шаци 28.06.15 23:34

    всегда пожалуйста ))

    Ответить

  • Автор: Despina      29.06.15 01:30 Ответ для kisunia 29.06.15 00:53

    о, у тебя все самое классное именно сейчас и впереди еще )))

    Ответить

  • Автор: Горчица      29.06.15 05:15

    Боже, как в тему! Вчера перед сном как раз говорили с мужем о том, что старшенький-то вырос уже.. Ему 12, у них сколотилась прекрасная компания одноклассников, много времени проводят вместе, гуляют, зависают у кого-то дома и т.д. Вчера был День города, мы с младшей поехали гулять, а он отдельно - со своей тасовкой) И немного грустно, и в тоже время радостно - растет, выбивается из-под опеки родительской, это ж хорошо)
    С дочерью у них 8 лет разницы, и в такие минуты я немножко радуюсь, что такая большая разница. Сейчас опять в самом разгаре почемучки, "мама, я коленку ударила, поцелуй" и "ну еще одну сказку и спать, ну позяяяяюста". А потом она говорит: а братик не пойдет с нами на лень города гулять, а почемууууу?? И глазки на мокром месте. И вот тогда я немного жалею, что разница в возрасте такая большая..
    Зато теперь с младшей я точно знаю, что лучше потратить все выхи на вылазки с детьми (и хрен с ней, с запланированной генеральной уборкой и разбором шкафов, к примеру). Потому что растут малыши так быстро и это прекрасное, пахнущее молоком время, пролетит стремглав..

    Ответить

  • Автор: Горчица      29.06.15 05:17 Ответ для Горчица 29.06.15 05:15

    Блин, автозамена, итить) Со своей тУсовкой, День города, конечно же.

    Ответить

  • Автор: Despina      29.06.15 09:46 Ответ для Горчица 29.06.15 05:15

    кому они сдались, те шкафы, вылазки с детьми на всю жизнь запомнятся, а вечное дранеие и уборку я потом вспоминать не хочу ))))

    а мои между собой воюют (сын и дочь), правда, у них разница 4 года. Как два питбуля сцепляются и приходится разводить по разным комнатам. Раньше такого не было, они были очень дружные.

    Ответить

  • Автор: Валентина      29.06.15 10:22 Ответ для Despina 29.06.15 09:46

    Не боись! Перерастут- снова задружат, пуще прежнего! У нас с братом так же было)

    Ответить

  • Автор: женщина      29.06.15 10:56

    А я внуков жду. Чтобы все это с ними заново пройти.)) Я не буду отбиваться от внуков, ссылаясь на свою кипучую жизнь, потому что мне этого хочется - кипеть вместе со своими детьми и внуками. И во внуках, мне кажется, скрыта особая прелесть)).

    Ответить

  • Автор: Despina      29.06.15 12:28 Ответ для Валентина 29.06.15 10:22

    я с сестрой тоже ругалась в юности, у нас характеры разные. Я раздолбай, а она педант (не критичный, но все же). И правда переросли, не ругаемся совсем сейчас.

    Ответить

  • Автор: Despina      29.06.15 12:30 Ответ для женщина 29.06.15 10:56

    поскольку я детей родила очень рано, моя собственная кипучая жизнь будет совсем не отговоркой, но нянчить буду очень дозированно, тк считаю излишнее вмешательство крайне вредным для всех сторон.

    Ответить

  • Автор: Мари Кюри      29.06.15 15:29

    а я замечаю, как быстро дети знакомых растут, несмотря на то, что вижу их довольно часто. Вроде вот только спал 18 часов в сутки и не мог голову поднять, а уже начинает бегать вокруг и любопытно тянуть руки к телефону. А там и детский сад не за горами, некоторые даже в школу уже своих отпрысков повели.

    Ответить

  • Автор: Tanya      29.06.15 18:10

    Да, Деспина. Подпишусь под каждым твоим словом. Вот прямо под каждым.

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      29.06.15 18:31

    да... меня тоже пробивает на эту тему последнее время.. еще раз сходить что-ли за колобком?

    Ответить

  • Автор: Сирена      29.06.15 19:09

    Ой, я иногда обалдеваю, что ребенок говорит. И привыкнуть не могу, что я уехала на неделю на соревнования, приехала - а там уже другой человек, с другой речью и новостями. Какнастоящий.

    Ответить

  • Автор: Tanya      29.06.15 19:58 Ответ для Сирена 29.06.15 19:09

    ...а пройдет еще буквально одно мгновение - и она будет заканчивать школу.

    Ответить

  • Автор: Сирена      29.06.15 20:46 Ответ для Tanya 29.06.15 19:58

    Отож))) А потом институт, как у моей подруги девочка.

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 10:09 Ответ для Despina 29.06.15 12:30

    Почему сразу вмешательство, а не взаимодействие?
    Каждый видит то, что хочет.

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 11:04 Ответ для Despina 29.06.15 12:30

    ты што?? о каких внуках речь?
    тебе своих еще надо! прям чувствуется в твоем тексте это желание :)

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 11:07 Ответ для женщина 30.06.15 10:09

    А если твои дети начнут отбиваться от этого взаимодействия, имея желание самостоятельно воспитывать своих отпрысков? :) если они не захотят ни с кем делить это свое маленькое, внутрисемейное кипение?

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      30.06.15 11:15 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 11:07

    То есть, ты думаешь, что изолировать детей от бабушек-дедушек - это нормально? Молодые родители имеют право отодвинуть своих родителей от своих детей?
    Возможно, право имеют, но это мина замедленного действия. Связь поколений быть должна, вне зависимости, считают ли одни достойными других общаться со своими детьми.

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 11:23 Ответ для женщина для любви 30.06.15 11:15

    Я сейчас не рассуждаю о моем понимании "нормальности"
    Мне просто интересно, что некоторые так ждут, как будут воспитывать внуков, при этом даже не рассматривая вариант, что для родителей этих самых внуков это может быть нежелательно.
    Ведь для того, чтобы не прерывать связь поколений, бабушке, например, не обязательно пытаться быть мамой для внука? Можно ведь навещать раз в неделю-две и не вмешиваться в маленький мирок молодой семьи?

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      30.06.15 11:36 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 11:23

    Ну каждый имеет свои представления о границах, иногда у близких родственников они не совпадают. Здесь нужно решать по-хорошему, ко всеобщей пользе.
    Вообще, можно сказать на просьбу детей посидеть с малышом: Не вмешивайте меня в ваши семейные дела.
    А чо, пусть кипят сами.
    Ничего лично к тебе не относится, я просто зацепилась за твою фразу.

    Ответить

  • Автор: Geronimo      30.06.15 11:46

    Да молодая семья с внуками тупо может жить за пару тысяч километров.

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 11:48 Ответ для женщина для любви 30.06.15 11:36

    Дак я ж только теоретик пока! Так что сильно зацепляться за мои фразы не надо))))))))))))
    А может, на мне сказывается общение с подругами, мамы и свекрови которых слишком настойчиво пытаются "кипеть" вместе со всеми и даже впереди всех)))
    Мне кажется, что есть очень большая разница не отказать дочери в помощи (сходить в магазин и сделать уборку в доме, например) и предложить что-то типа "а давай я посижу с твоим ребенком, а ты пока пойдешь в магазин и сделаешь уборку"
    но почему-то в очень многих случаях бабушки норовят занять место мамы, вместо того, чтобы оказать именно нужную помощь. и вот именно в этих случаях молодым мамам хочется поплотнее сцепить зубы и справиться со всеми делами самостоятельно - лишь бы ребенка из рук никто не вырывал. материнский инстинкт наверное :) так почему тогда бабушки забывают о его существовании? сами ведь рожали!

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      30.06.15 13:06 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 11:48

    Ну я знаю, что ты ыщщо молоденькая )
    Это я уже имея разнообразный опыт бухчу.
    А от некоторых поворотов судьбы просто офигеваю.
    И кстати, к великому сожалению, обнаруживаются вещи, в которых я была сильно не права, а правы были как раз дед и баба. Но ничего не вернешь уже.

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 13:23 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 11:07

    Начнем с того, что я неплохо знаю своих детей. Я знаю их представления о жизни. У нас одни семейные традиции, и они поддерживаются. В нашей семье бабушки/дедушки не пустое место, мы семья, а не просто родственники. Продолжим тем, что я сама когда-то была молодой мамой и нуждалась в помощи старшего поколения, именно нуждалась, а не отбивалась от их "вмешательства".
    И я свято верю в то, что любовь существует. А когда все делается по любви, то мыслей о "дележке" не возникает.

    Че-т я вообще прифигела от реакции теток на мои мечты... Прям злобную свекру/самодуру/манипуляторшу узрели сквозь монитор.

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 13:54 Ответ для женщина 30.06.15 13:23

    Ну за других не скажу, но я например ничего такого не узрела :)
    Просто мне интересно наблюдать, с какой уверенностью старшее поколение строит планы на внуков :) вот даже в твоей ситуации, когда ты действуешь с позиций "любви" и "мы одна семья", ведь муж/жена твоего ребенка может и не разделять их. И мне кажется, тебе было бы неплохо готовиться к тому, что возможно нужно будет все-таки отойти на второй-третий план со своими мечтами.
    А! и еще что хотела сказать. Текст Деспины пропитан сладкой взаимосвязью, которая бывает только между мамой и ребенком, а ты говоришь, что ждешь внуков для того, чтобы снова это чувство испытать. Думаю, что молодые мамы (даже будущие) просто ревнуют, когда слышат, что кто-то кроме их самих собирается это чувство испытывать к их детям)))) ну понимаешь о чем я?Какая мать хочет, чтобы с ее ребенком кто-то был так же близок, как она сама?

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 14:02 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 13:54

    Мать, иди рожай. Потом поговорим. Лет через 20.

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 14:06 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 13:54

    От последней фразы ваще в акуе... Запру дочь под замок! А то не дай Бог, кто приблизится. Мужики вон так и вьются. А уж бабушки!

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 14:09 Ответ для женщина 30.06.15 14:02

    Думаешь, тогда я так же, как и ты буду мечтать об "одной семье"?))))
    Как знать :) может и переклинит меня конечно))) 20 лет - срок большой
    Надо себе ссылку эту сохранить и потом перечитать

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 14:11 Ответ для женщина 30.06.15 14:06

    не надо перегибать. речь в посте вообще-то о маленьких детях и особой близости именно с маленьким ребенком, и я об том же

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 14:13 Ответ для женщина 30.06.15 14:06

    Вот это и есть ненормальная эгоистичная материнская любовь. Мать, если она дружит с головой, хочет чтобы ее ребенок получил как можно больше любви и имел как можно больше союзников.
    Ты говоришь о ревности, а это никак не созидательное чувство. Мелкособственническое чувствийко.
    Веришь ли, а бывает и так, что ребенок наиболее близок с бабушкой? А бывает что с отцом. Бедная мать... Наверное именно такие бедные матери потом клянут невесток, что увели у нее сына, ну или зятя, что отнял дочь.

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 14:17 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 14:09

    Не знаю, о чем ты будешь мечтать. Может как раз о том, что "вот теперь-то я заживу, а если кто с внуками полезет, скажу ему: "Не вмешивайте меня в ваши семейные дела." (с)
    По крайней мере к этому времени ты попробуешь все это на себе. И если хватит мудрости, изменишь свои теоретические представление о том, "чего хочет мать".

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 14:20 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 14:11

    Ну а что? Вон сколько опасностей.
    Уверяю тебя, маленький он или большой, он все равно твой ребенок. И ностальгия Деспи от того и рождается, что дети подросли и уже начали отрываться. А с годами конкуренция за его сердце возрастает: сначала друзья, а потом еще и любови! Как делиться своей кровинушкой с кем-то еще?

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 14:25 Ответ для женщина 30.06.15 14:13

    возможно ты и права, я не спорю, может это и эгоизм
    но вот моей подруге, например, свекровь как только узнала о беременности, заявила, что приедет жить к ним на первый месяц-полтора - помогать ребенка няньчить. а вотнедавно пообещала забрать его к себе, когда закончится кормление грудью - чтобы значицца молодая мама смогла пораньше выйти на работу, а ребенка навещала раз в неделю, ну или забирала к себе на выхи.
    и мне почему-то подругино чувство негодования очень близко. если уж так хочется помочь - ведь можно спросить, в какой конкретно помощи дети нуждаются?
    И разве нормально это вот рвение приехать жить к детям и няньчить их ребенка? или совсем забрать его? почему бы уж тогда не поняньчить собственного сына и не научить его на 4-м десятке, как нужно содержать семью, чтобы молодой маме не приходилось раньше срока выходить на работу и оставлять ребенка бабушке?

    Ответить

  • Автор: Довольное Авроро      30.06.15 14:33 Ответ для женщина 30.06.15 14:17

    сомневаюсь, что так скажу, я и сейчас склонна помогать родным, но не через их собственную голову, а по просьбе. я говорю именно об этом, может не совсем четко получается изложить, уж извините :)
    я еще раз подчеркну: одно дело не отказать в конкретной помощи, а второе - стремиться помогать без просьбы, по собственному усмотрению. эту мысль я пытаюсь донести, а то, что с тобой или твоими мечтами что-то не так)))

    Ответить

  • Автор: женщина      30.06.15 14:38 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 14:25

    Я за чужих свекровей не отвечаю. Со своими детьми отношения строю иначе. Контрол-фрик у меня включается лишь на кухне.
    И вообще я точно также с тобой негодую по поводу этого конкретного случая. И очень часто офигеваю от того, что тут пишут о выкрутасах родителей. И самой мне досталось от свекрови. Так что мне теперь отказаться от своих мечт понянчиться с внуками? Понюхать их сладкий запах? Почитать им мойдодыра, поиграть в ладушки?
    Ты тоже палку-то не перегибай в моих мечтах, на то они мои.

    Ответить

  • Автор: Мурашка      30.06.15 14:42 Ответ для Довольное Авроро 30.06.15 13:54

    "Какая мать хочет, чтобы с ее ребенком кто-то был так же близок, как она сама? "
    ЯЯЯЯ! Я этого хочу. ну не "кто-то" а конкретно мои родители и моя свекровь)

    Ответить

  • Автор: Despina      30.06.15 14:47

    я поясню свою точку зрения о вмешательстве.

    В момент, когда молодая мама учится взаимодействовать со своим ребёнком, любое влияние извне должно быть не просто нежным, а хирургическим. Вы много мам знаете, которые на это способны? Я не спорю, что все это делается с наилучшими намерениями, вопрос - в каком виде?

    Например, когда неопытная еще мама с малышом не справляется, бабушка вроде должна показать, как легче, как правильнее? Вроде должна, у нее же опыт. А вот КАК она это делает - большой вопрос. Отбирает со словами - "дай сюда, я лучше знаю? или "я вас так укачивала, значит, и внука/чку уложу?", при том, что с новым ребенком все это может не работать вообще?

    Иногда даже само обращение к матери, в момент, когда она занята ребенком, способно вызвать раздражение, которое в конце концов может вылиться на малыша. Матери по-разному реагируют на помощь, плюс они гормонально неустойчивы. Одна может прислушаться, а вторая взбеситься, так как ей не дают разобраться самой.

    Оптимальным считаю помогать только по просьбе. Пока не просили - не лезть.

    Почему не лезть - потому что в будущем такая помощь/вмешательство оборачивается разными вещами, в зависимости от особенностей каждой семьи. Жизненно необходимо с самого начала матери привить мысль о том, что она и отец ребенка - главные ответственные за его благосостояние. Т.к. при любом, даже самом распрекрасном костыле в виде родни баланс вовлечения в жизнь дитя перекашивается, и хорошо, если у бабушки с дедушкой достаточно мозгов сдать назад. Не хватит мозгов - они своим "я лучше знаю и я тоже член семьи и имею право" родителей выпихнут из роли, а потом сами же буду жаловаться, что на них "все свалили".

    Ответить